Юлия Друнина - фронтовик, поэт, женщина с необычной судьбой… Кто
же она?
"Юлия Друнина (1924, Москва-
1991, там же). Друнина Юлия Владимировна поэт. Участница Великой Отечественной
войны, на фронт ушла добровольцем, была санинструктором. Окончила Литературный
институт им. А. М. Горького. Участница Первого Всесоюзного совещания молодых
писателей. Первая книга стихов "В солдатской шинели" вышла в 1948. В
последующие годы выходили сборники стихов" Разговор с сердцем"
(1955), "Современники"(1960), "Не бывает любви несчастливой…"
(1973),
" Окопная звезда" (1975), "Мир
под оливами"(1978), "Бабье лето"(1980), " Мы обетам верны"(1983) и др.
После распада Советского союза покончила жизнь самоубийством. Лауреат Государственной
премии СССР, Государственной премии России и многих других."1
В нескольких предложениях целая жизнь-
жизнь со своими радостями и горестями, с любовью и разлукой … Но разве могут
несколько сухих предложений передать все пережитое человеком? Конечно же, нет.
Так какова она - жизнь поэта?
10 мая, у учителя истории Владимира
Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юля, в Москве, в обычной
коммунальной квартире. Литературой увлеклась очень рано, тем более, что почва
была благодатной для развития юного таланта. "… читать стала рано - от
Лидии Чарской <…> до "Одиссеи" Гомера. Писала стихи…"1 В
1931 году Юля поступает в школу. Посещает литературную студию при Центральном
Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя.
В конце 30-х годов участвует в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате,
стихотворение "Мы вместе за школьной партой сидели…" было
напечатано в "Учительской газете" и передано по радио.
Так начинался творческий путь еще
юной девочки, даже не подозревающей о
том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом
возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. " Спасение челюскинцев,
тревога за плутающую в тайге Марину Раснову, покорение полюса, Испания - вот
чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…
Удивительное поколение! Вполне
закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением
добровольцев…"2
Действительно, удивительное
поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины.
Окончание школы и начало войны
совпало для Юли, и это стало переломным событием в жизни юной девушки. После
окончания школы в 1942 году работала санитаркой в глазном госпитале в Москве,
затем на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под
Можайском. Потом, вопреки воле родителей, она становится санинструктором в пехотном
полку. Следом - окружение, прорыв, выход в Подмосковье. Она возвращается в
Москву, и вместе с семьей уезжает в Сибирь, в поселок Заводоуковку. Но Друнина
не отказалась от цели, она все равно стремилась на фронт любыми путями. Пройдя
в Хабаровске – ШМАС – школу младших авиаспециалистов, снова возвращается в ряды
своей "любимой Советской армии". На Дальнем Востоке, в эскадрилье,
она получает первую премию за
литературную композицию на смотре армейской самодеятельности.
Решительность и твердость помогли ей
преодолеть все препятствия. Похоронив отца в Заводоуковке, Юлия снова попадает
в пехоту. " Два с лишним года понадобилось мне, чтоб вернуться в дорогую
мою пехоту, " – пишет Юлия Друнина, "… думаю, у нее было ощущение,
что фронт без нее неполный."1 И это справедливо, ведь она вновь вернулась
на передовую сестрой милосердия. В 1943 году она попадает в Белоруссию в Киевскую
стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получены медаль "За
отвагу", самая что ни на есть солдатская, и – ранение, "осколок застрял
рядом с сонной артерией". Тут же приказ: непригодна к военной службе с исключением
с учета. Но нет худа без добра – в тыловом эвакогоспитале в Горьковской области
ее
Впервые за всю войну потянуло к стихам:
" В госпитале впервые за всю войну потянуло к стихам. Впрочем,
"потянуло" – не то слово. Просто кто-то невидимый диктовал мне
строки, я их только записывала. Этот невидимый назывался Войной…"1 В 1944
году, выйдя из госпиталя, она пытается поступить в Литературный институт им.
Горького, но получает отказ. Но и это не стало преградой. Юля возвращается на
фронт, но уже с повышением – старшина мед-службы. Вновь фронт – Белоруссия, но
уже 1038-й КСАП (отдельный Калинковичский самоходный артполк). И снова, уже в
Прибалтике, ранение и " негоден к несению военной службы", потому что
сказалась поначалу показавшаяся пустячной контузия.
В октябре 1944 года Юля из госпиталя
посылает письмо Шириной Славе Владимировне – парторгу Литинститута – со
стихотворением и просьбой передать его рецензенту и прислать рецензию. А 21
ноября 1944 года ее комиссуют из-за контузии. В конце декабря того же года она
самовольно приходит в середине учебного года в Литинститут. "Литературный
институт Юля взяла приступом. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она
пишет, " прижилась" и сдала сессию. На войне, как на войне".2
Это было не бессознательное стремление, и это был не последний бой в ее жизни.
Еще не раз ей придется бороться за место в жизни. Поступление в институт было
первой точкой отсчета.
"И никогда я не сомневалась, что
буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьезные доводы, ни ядовитые
насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких разочарований. Он-то знал,
что на Парнас пробиваются единицы. Почему я должна быть в их числе?.."1
Закономерный вопрос, ведь и для
талантов путь не коврами выстилают: одного таланта мало, его нужно еще и
развить, да и доказать, что он вообще есть. А это дело нелегкое.
В Литинституте она знакомится со своим
будущим мужем Николаем Старшиновым. Как выяснилось позже, они были знакомы до
войны: оба ходили в литературную студию при Доме художественного воспитания детей
в конце тридцатых годов – после войны они снова знакомятся, и это знакомство
перешло в супружество. В 1946 году у них родилась дочь Лена. С рождением дочери
Друнина вынуждена на три года уйти из
Литинститута. Послевоенная жизнь была нелегкая, но и это не сломило дух
молодого поэта:" Все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила
стоически – я не услышал от нее ни одного упрека, ни одной жалобы. И ходила она
по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах еще несколько лет…"2
В 1948 оду выходит ее первый сборник
стихов "В солдатской шинели". Первая книга была хорошо принята критиками,
она вошла в ряд сборников военных стихов и заняла свою нишу. Юлия Друнина
навсегда будет зачислена в ряды поэтов-фронтовиков, и на протяжении всего
творчества критики будут относить ее к военному поколению, объясняя этим ее
главные тенденции в лирике.
"Война для миллионов людей стала
жесточайшей школой жизни. <…> Пройдя эту школу, пережив войну, многие от
нее вели отсчет своего земного пути… Она – полюс притяжения. Как тысячекратно
повторяющийся во сне рукопашный бой, который
"только раз" видела на фронте юная Ю. Друнина. Память о нем она не могла избыть в последующем опыте.
И значит – в творчестве. И, возможно, об этом бое вспомнила в свой горький час,
покидая земную юдоль…"1
В марте 1947 года прошло первое
Всесоюзное совещание молодых писателей – слет фронтовиков, где Друнина получила
рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. В этом же году ее новая
книга предложена в издательство "Советский писатель". Вскоре после
совещания молодых писателей Юля была принята в Союз писателей СССР. Но и это
было не без проблем.
Юлия Владимировна была красивая и
обаятельная девушка , многие находили что-то общее между нею и очень популярной
тогда актрисой Любовью Орловой. "Привлекательная внешность нередко
помогала молодым поэтессам "пробиться", попасть на страницы журналов
и газет, обратить особое внимание на их творчество, доброжелательно отнестись к
их поэтической судьбе.
Друниной она, напротив, часто мешала в
силу ее неуступчивого характера, ее бескомпромиссности…"1
Из-за своей неуступчивости Друниной
часто приходилось вступать в конфликт с достаточно известными людьми, имеющими
большой вес в литературных кругах. Иногда это происходило из-за нелепой
случайности. Так, после выхода своей первой книги Друнина подала заявление в
Союз писателей с просьбой принять ее в
эту организацию. Творческое бюро поэтов рекомендовало ее к приему, приемная комиссия
тоже отнеслась к ее заявлению положительно. Но выступление достаточно известного
поэта на секретариате, утверждавшем приемные дела, привело к отказу.
Секретариат утвердил ее не в члены, а в кандидаты Союза писателей. И только после
выхода ее второй книги "Стихи" в 1952, при поддержке А. Твардовского,
Юлия Владимировна была принята в Союз писателей.
В 1954 она поступает на сценарные
курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она знакомится с человеком, который позже
станет для нее самым близким и родным человеком, ее судьбой, опорой и другом –
Алексеем Яковлевичем Каплером. В 1955 году выходит сборник ее стихов
"Разговор с сердцем", где она обращается к "романтике будничных
дней" мирной жизни. В книге молодость провозглашается большим чудом,
особенно для уцелевших на войне.
"Ю. Друнина и рассказывает об этом чуде, о любви, верности, дружбе,
красоте и цельности больших человеческих чувств."1
В 1958 году Юлия Владимировна Друнина становится членом
редколлегии журнала "Знамя". В этом же году выходит ее новый сборник
стихов "Ветер с фронта". Как и в первых двух сборниках, она
продолжает темы любви, счастья, верности. В этом, как и в последующих сборника,
Друнина сравнивает нравственные критерии военных и послевоенных лет:
"Духовная высота, солдатская дружба, взаимовыручка, мужество – все это для
Юлии Друниной не просто однажды пережитое и обретенное, но и точка отсчета.
Позволю себе сказать, что планка поднята весьма – в нравственном смысле –
требовательно. Именно по этому уровню проверится все: собственные поступки и
поведение друзей, свая и чужая любовь…
Даже когда ей очень грустно, когда круто дает себя знать усталость, груз
нелегких прожитый лет, - все равно поэт неустанно проверит себя: не сдамся ли,
не поступился ли чем-то главным".2 Это характерно и для сборников "Современник"
(1960), "Тревога" (1963), "Ты – рядом" (1964) и для
последующих.
В 1961 году Друнина становится членом редколлегии "Литературной
газеты". А годом раньше она расстается со Старшиновым. "…Николай
прожил с Юлей очень много – пятнадцать лет! – если учесть, что у поэтов всегда
своеобразные характеры… Были у них и радость, и счастье молодой любви, дружба,
взаимоуважение. Многие им отчаянно завидовали – почти все "литературные"
браки быстро распадались … Люди не остаются всю жизнь одними и теми же. Появляются
недопонимания, вначале мелкие, потом более крупные, и Бог знает, что
еще".1 Несмотря ни на что, они остаются друзьями.
Алексей Яковлевич Каплер очень сильно изменил жизнь Юлии Владимировны. Он "относится к Юли очень
трогательно… Все заботы по быту брал на себя. <…> Он помогал ей выйти к
широкому читателю. <…>
Но самое главное – он сумел приучить ее к постоянному литературному
труду. Если прежде она писала от случая к случаю, по вдохновению, то теперь она
стала много и упорно работать все время. Расширился не только круг ее тем, но и жанров; она обратилась к
публицистике, к прозе.
<…> окажется, что
с 1943 по 1960 год, то есть за семнадцать лет, она написала вдвое меньше
стихов, чем за такой же следующий отрезок времени. А если к этому прибавить написанную
в эти же годы прозу, то получается, что ее " производительность"
возросла вчетверо, а то и впятеро …"2
В период с 1963 по 1966 год у Друниной вышло четыре сборника :
"Тревога" (1963), "Ты – рядом" (1964), "Мой друг"
(1965), "Страна Юность" (1966).
В 1963 году Юлия Владимировна избирается секретарем Союза
писателей СССР и Союза писателей России. В этот период Друнина добивается не только литературных
высот, но и продвигается по служебной лестнице, благодаря своей целеустремленности. Хотя она никогда
не мечтала занимать высокие служебные посты. Книга, вышедшая в этот год,
"Тревога" получила прекрасные отзывы критиков : "Двадцать лет –
нет, не только работы, но жизнь в поэзии – запечатлела эта чудесная книга"1.
Хотя некоторые критики, как и после, утверждали, что тема войны слишком долго
держится в творчестве поэта. Так сборник стихов "В двух измерениях",
вышедший в 1970 году, получил следующую оценку: "В книге Юлии Друниной
тема войны представлена действительно в двух измерениях – памяти и жизни. <…>
И когда мысленно прослеживается весь творческий путь поэтессы, подмечаешь в ней
одну сквозную, развивающуюся тему – военную… 2" Следующие сборники стихов "Не бывать любви несчастливой…",
"Светлокосый солдат" и "Я родом не из детства …" вышли в
1973 году. Первый сборник отличается от двух других тем, что "… так называемая любовная, пейзажная,
даже камерная лирика открывает новую стихотворную книгу Ю. Друниной "Не
бывать любви несчастливой …" Все остальное как бы отодвинуто на второй
план .3" А два последующих вновь возращают в юность поэта.
В это время Друнина занимается и общественной работой. Внешне в ее
жизни все складывалось удачно – к фронтовым наградам прибавилось трудовые
ордена. Ее награждали престижными премиями, избирали секретарем правления разных
союзов писателей, председателем Совета по военно-художественной литературе,
членом редколлегии центральных газет и журналов. "А тем временем <…>
доходили слухи, что вся эта литературно-общественная работа, а чаще – суета,
все эти звания, награды и посты совсем ей не по душе.
Ее дело поэзия. Ее дело – забота об армии, ее родной армии,
которую клевали, кому не лень …1"
В 1975 году выходит сборник стихов "Окопная звезда".
"… В рецензируемой
книге из трех разделов лишь первый – "Пароль" – прямо обращен к
военному прошлому. И все-таки книга названа "Опаленная звезда".
<…> Свет окопной
звезды озаряет жизнь Юлии Друниной, он проникает в ее стихи, ее книги. Окопная
звезда – символ высокой нравственности и беззаветного служения родине.2"
Спустя два года, в 1977 году выходит в свет первая книга избранных
стихов. В нее вошли стихи разных лет, написанные за тридцать четыре года
работы. В предисловии к ней Друнина пишет: "Четыре долгих, тридцать
быстрых лет". Рецензия была следующая: "Идейное содержание четырех долгих
лет заняло в книге большую часть,
осветило и наполнило неподкупным светом гражданственности, светом патриотизма и
любви стихи тридцать быстрых лет. Поэзия измеряется не годами, а опытом сердца
и души, помноженным на мастерство и жестокую требовательность к себе. 1"
Следующий сборник стихов "Избранное" выйдет в 1979 году, трагическим
следом оставшемся в судьбе поэта. В
1979 году скончался Алексей Каплер.
"… после смерти
Каплера, лишившись его опеки, она , по-моему, оказалась в растерянности
…2" По мнению многих ее знакомых и друзей, именно в этот момент что-то
сломалось у нее внутри, она потеряла тот стержень, который поддерживал в будничной
суете. "Вообщем она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она
стала старомодной со своим романтическим характером.3"
В 1980 году выходит сборник ее стихов "Бабье лето":
"Военная память занимает большое место в книге Друниной, но это не значит,
что она "поэт одной темы". Ничто земное не чуждо
ей …4"
Через три года выходит первый двухтомник лирики. А в 1989 году
вышел в свет двухтомник, где были собраны стихи и проза, написанное за
прошедшие годы, с посвящением А. Каплеру.
В этот период Друнина активно занимается общественной
деятельностью, в 1990 году избирается депутатом Верховного Совета Росси. Для
человека романтического было почти невероятным, что она стала депутатом, но и
здесь не было корыстной цели, хотя было известно, что "депутату-писателю
легче и лишнюю книгу пробить, и гонорар получить по высшей ставке, и пяток
восторженных статей о себе увидеть в самых популярных газетах и журналах – с
портретом, да написанных знаменитейшими критиками, - да квартиру получить
получше, да автомобиль, да за границу скатать в депутатской группе на
халяву.1" Но не этого Друнина искала. Пришла и слава, и известность, и
почет, но это ей было ни к чему. И в 1991 году Юлия Владимировна добровольно
оставляет свою должность. "Мне нечего там делать, там одна говорильня. Я
была наивна и думала, что смогу как-то помочь нашей армии, которая сейчас в
таком тяжелом положении… Пробовала и поняла: все напрасно! Стена. Не
прошибешь!2"
И здесь, тоже, чаша терпения переполнилась.
Двадцатого ноября 1991 года добровольно остановилось сердце Юлии
Друниной. Почему? Этим вопросом задавались многие.
"Кто говорит, что попытка – не пытка? Для нее эти слова стали
синонимами. Всегда и везде старавшаяся держать спину прямой, Юля стоически
испытывала свой характер, словно постоянно ища подтверждений тому, что не стала
слабой.
Пыткой было для нее, так и не преодолевшей в глубине души трогательной
застенчивости и скованности, трибунное и публицистическое участие в
общественной писательской жизни – во имя защиты чести своего поколения,
подлинных представителей которого становилось все меньше, а значит, и здесь ее
подстерегало одиночество.
Пыткой обернулось некогда совершаемые с А. Каплером походы по
старокрымским горно-лесистым дорогам. Теперь для этих походов требовались
случайные попутчики, а целью становилось старокрымское кладбище, где на гладкой
черной мраморной плите рядом с именем любимого человека было загодя ею
оставлено место для своего имени. <…> Пытка – попытка найти
оправдательную оценку своей – без Него – жизни, только лишь своего дыхания,
только лишь своего творчества, только лишь своего общения со старыми и новыми
друзьями. Но вновь и вновь, крепло именно на этом покатом взгорке убеждения,
что никем и некогда она не будет понята так, как Им.
Пыткой стало и то, что всегда было ее спасением, - творчество.
<…> …творческая свобода могла быть безграничной лишь в совмещении с
памятью о Нем. То есть в совмещении с одиночеством.1"
Слишком много навалилось на ее хрупкие плечи. Выжив в войне,
пройдя все препятствия, она все не сломалась. Но ее решение не было истерической вспышкой или случайностью. Все
было продумано до мелочей. К этому
времени она подготовила к изданию свой последний сборник "Судный
час", один из разделов книги – Ее стихи Ему и Его письма, записки,
телеграммы Ей.
"… ее уход был, как
выяснилось продуман до мельчайших подробностей еще как минимум год назад. По
той же короткой тропинки на даче в Пахре, где каждая пылинка помнила о двух неразлучных,
о Нем и о Ней, Юлия прошла в последний раз двадцатого ноября.1"
И если это решение было принято, а Юлия Владимировна Друнина была
решительным человеком, значит, на то были свои причины.
"Оно и лучше – уйти
физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда,
мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я , увы, неверующая. Но если Бог есть,
он поймет меня …"2
Причин много, но главное то, что она решила так сама и осуждать мы
не вправе.
После смерти Юлии Друниной вышли еще два сборника стихов
"Судный час" (1993) и "На печаль я наложила вето" (1998).
Последний сборник был составлен ее дочерью Липатниковой Еленой. В него вошли
стихи разных лет, письма А. Каплера, наполненные преданной любовью к близкому
человеку.
Имя Юлии Друниной остается навсегда в ряду лучших поэтов. К тому
же, можно сказать, что она жива, но не только в своих стихах и памяти друзей и
почитателей.
Крымские астрономы Николай и Людмила Черных открыли новую малую планету,
получившую порядковый номер 3809, и назвали ее именем Юли. Так что теперь во
вселенной вращается планета "Юлия Друнина".
Судный
час.
Покрывается
сердце инеем, –
Очень
холодно в Судный час…
А
у вас глаза как у инока –
Я
таких не встречала глаз.
…
Ухожу, нету сил …
Лишь
издали
(Все
ж крещеная!)
Помолюсь
За
таких вот, как вы, –
За
избранных
Удержать
над обрывом Русь …
Я
спасать ее не берусь.
Но
боюсь, что и вы бессильны.
Потому
выбираю смерть.
Как
летит под откос Россия,
Не
могу, не хочу смотреть.
1991
Нужно ли к этому
что-нибудь добавить о Юлии Друниной? Я думаю нет. Все, что нужно – она сказала
о себе в стихах.